. Такая политика, конечно, осложнила жизнь перевозчиков в том плане, что, с одной стороны, пришлось оформлять дополнительные документы для обеспечения таможенных платежей, а с другой, привела к увеличению затрат на перевозку грузов.
Теперь перевозки по TIR-конвенции вообще прекращены на Северо-Западе России?
Нам оставили маломощные переходы Брусничное и Светогорск. Там по книжкам МДП еще пропускают. В результате часть машин стала вместо Торфяновки ездить в основном через Брусничное. Правда, огромных пробок не возникло – из-за общего снижения грузопотока через российско-финскую границу.
Разве так сильно сократился импорт еще в начале года?
Дело не в этом. Началось перераспределение грузопотоков между российскими, финскими и прибалтийскими портами. В начале года прибалтийские порты сумели перетянуть к себе часть грузов, которые раньше шли в порты Финляндии и оттуда, соответственно, через сухопутную границу к нам в Ленобласть. Прибалты значительно повысили скорость перевалки грузов и таможенного оформления.
А наши?
Наши тоже начинают конкурировать по скорости обработки грузов. К сожалению, у нас еще есть, над чем работать.
Насколько вам повредило введение платы на северном участке ЗСД? Вы как-то говорили, что это удорожает перевозку...
На фоне других событий это не сильно нам повредило. В себестоимости основных перевозок, на Москву и вглубь России, этот кусочек не играет большой роли. Хотя для петербургских грузов прибавка получилась заметная. Но проезд по ЗСД сокращает время перевозки, а это тоже деньги. По этой причине, кстати, мы очень ждем открытия центрального участка ЗСД – он сильно сократит временные затраты.
Летом началось сокращение персонала на сухопутных петербургских таможнях. Таможенные брокеры очень были этим недовольны, а вы?
Очереди на растаможку существенно не увеличились. Так что на перевозчиков это не повлияло.
А падение импорта автомобилей?
На международных перевозчиков оно начало влиять уже давно – как только в Петербурге, в Москве, в Калуге и в других городах стали активно создаваться сборочные заводы.
В 2006-2007 годах количество автовозов у членов нашей Ассоциации было очень большим. Сейчас оно резко сократилось - все ушли на внутренние перевозки.
Так что сокращения автомобильного импорта в этом году мы практически не заметили.
Как отразился на вас летний конфликт с поляками по поводу квот на перевозки грузов через Польшу?
Наше руководство отстояло наши интересы. Хотя паритета между нами и поляками еще нет, поляки пока возят больше, но постепенно приближаемся к нему. Уже достигли соотношения 60 на 40 процентов в пользу поляков. Раньше перевес был гораздо больший. Но эта проблема касается главным образом наших коллег из центрального федерального округа.
Теперь последние события, осенние - антисанкции, запрет импорта продуктов из Европы. Как это отразилось на грузоперевозках на Северо-Западе?
Это был большой удар по нашим перевозчикам, которые работали на рефрижераторах – возили рыбу из Норвегии. После введения запрета они практически встали – оказались без работы. Но примерно через месяц они переориентировались на других поставщиков, и
к концу 2014 года уже можно говорить о восстановлении 80-90% прежних объемов перевозок.
Что касается других продуктов, то их возят наши коллеги в центральном федеральном округе.
Экспортом вы занимаетесь?
Конечно. На севере главный вид экспорта – это лес. Мы его возим в больших объемах.
И как повлияли на экспорт все обстоятельства 2014 года?
Объемы не изменились. Остались в прежних пределах. Но проблема лизинга коснулась и этих предприятий.
Как в целом прошедший год отразился на вашем бизнесе?
Скажем так, прибыльность, мягко говоря, упала до пределов рентабельности.