До наступления зимы нужно решить проблему с обеспечением Крыма продовольствием и углем
Об этом пишет Кэтрин Хилл в своей статье, которая называется «Россия озадачена тем, как накормить и обогреть Крым зимой», опубликованной в британской газете Financial Times.
После того как в прошлые дни Эскендер, 33-летний торговец углем в Первомайском, одном из самых отдаленных сельских районов Крыма, заполнил кузов своего оранжевого грузовичка марки «Лада», во дворе, обычно полном угля, осталась совсем небольшая груда, высотой 1 метр.
«У нас большая нехватка угля», – сказал он, отметив, что цены выросли более чем в два раза по сравнению с прошлым годом. «Я не знаю, как люди переживут здесь зиму».
Такие проблемы могут иметь последствия далеко за пределами крохотных сел в Крымской степи. Противоречивая аннексия Крыма в марте была очень рискованным шагом для Москвы. И один из главных вопросов заключался в том, достаточно ли у нее ресурсов, чтобы обеспечить пищевыми продуктами, теплом и электроэнергией полуостров, до которого можно добраться только по морю.
Если российским властям не удастся этого сделать, некоторые наблюдатели опасаются, что они будут подталкивать сепаратистов к дальнейшему захвату территорий в восточной Украине, чтобы открыть коридор для своих новых владений.
«У России, которая сама не в состоянии обеспечить Крым самым необходимым, появится еще больший соблазн продолжать военное наступление, чтобы захватить наземный коридор, который ведет к полуострову», – сказал Тарас Березовец, украинский политолог, выходец из Крыма.
Возможно, помня об этом риске, Украина до сих пор продолжает обеспечивать Крым электричеством, хотя правительство предупредило о том, что дефицит угля из-за боевых действий с повстанцами на востоке скоро может привести к нормированному распределению.
2,4 млн. жителей Крыма почти полностью зависят от материка.
Украина на 80 % снабжает Крым водой и электричеством, поставляет примерно две третьих продовольственных и потребительских товаров, а также практически все нефтепродукты и уголь.
Крымские власти настаивают на том, что они могут обойтись без украинской электроэнергии, используя собственные газоэлектростанции, которые Россия этим летом снабдила сотнями дополнительных дизель-генераторов.
Но проблема с поставками продовольствия и угля более серьезная и требует немедленного решения. Раньше практически все необходимое доставлялось на полуостров из Украины железнодорожными путями, но после аннексии это стало невозможным.
У Москвы есть грандиозная цель связать Крым с материковой частью России, построив автомобильную трассу и железную дорогу – проект, на который власти планируют потратить, по меньшей мере, 228 млрд. рублей, то есть почти 5 млрд. долл. Но строительство моста или тоннеля, как ожидается, займет не менее трех лет.
Поэтому сейчас Москва в основном использует паромы – спасательный круг, который перестанет быть таким надежным, когда море начнет штормить и замерзать.
У Эскендера заканчивается уголь, поскольку из-за шторма в Керченском проливе почти на неделю закрыли паром до материковой России. Паром перестал работать вечером 23 октября, и только 29 октября его работа была полностью восстановлена.
Как сообщила транспортная администрация, 28 октября в российском порту Новороссийск образовалась очередь из 300 грузовиков, которые ожидали переправы в Крым, и более 500 грузовиков ждали на другом конце.
«Из-за нескольких дней плохой погоды работу паромов приходится останавливать на три-пять дней. Это объективная реальность, с которой практически невозможно бороться», – говорилось в официальном сообщении транспортной администрации.
Был открыт новый паром между Керченским морским портом и Новороссийском. Поскольку уменьшился поток туристов на паромной переправе в опасном и мелководном Керченском проливе, были открыты два новых маршрута между Керчью и портом Кавказ, расположенном на косе Чушка в Краснодарском крае России. Также увеличили грузоперевозки между Новороссийском и Севастополем, портом в западной части Крыма.
Бизнес местных судоходных и логистических компаний процветает.
«Этот порт еле выживал, но сейчас он развивается», – говорит Андрей Шпилевский, директор ООО «ТЭС-Терминал», которое работает в Керчи и занимается оказанием услуг по перевозке мазута, сжиженного газа и светлых нефтепродуктов. Помимо этого компания также начала принимать заказы по доставке продовольствия и других товаров в Крым.
По данным Министерства энергетики Крыма, в подземных хранилищах полуострова находится 1,26 млрд. кубометров природного газа, этого почти достаточно, чтобы удовлетворить ожидаемый спрос на всю зиму. Некоторые эксперты не согласны с такими подсчетами.
Большей проблемой будет отопление в 25 % крымских домов, которые еще не подключены к газовой сети. Многие из них находятся в отдаленных сельских районах, таких как Первомайский.
Сергей Егоров, министр энергетики, говорит, что понадобится 32 тыс. тонны угля, чтобы правительство и государственный сектор смогли продержаться всю зиму. Он утверждает, что в хранилищах находится 17500 тонн, и еще 5000 тонн скоро будут доставлены.
Но для жилых домов необходимо еще 30 тыс. тонн, и будет нелегко транспортировать уголь в зимний период. «Начиная с декабря, в Керченском проливе появляется лед, а иногда Керченская бухта полностью замерзает», – говорит г-н Шпилевский.
Пока крымчане справляются с этой ситуацией. «Мы берем немного отсюда, немного оттуда», – говорит Эскендер. «Уголь также вывозят контрабандой с Украины».
Блокада полуострова на поверку оказывается не более чем мифом
Уверяет Forbes Украина, словно полемизируя с точкой зрения, представленной в Financial Times. Forbes проанализировал, как полуостров решал свои транспортные задачи с момента аннексии. Несмотря на существенное падение объемов грузопотоков, вывоз и ввоз товаров на территорию Крыма фактически продолжается во всех видах сообщения.
Грузоперевозки через Керченскую паромную переправу выполняются десятью паромами (ж/д, автомобильными или смешанными) по нескольким основным маршрутам: Порт Кавказ – Керченский морской рыбный порт, порт Темрюк – Керченский морской рыбный порт, порт Новороссийск – Керчь, Зонгулаг – Керчь – Новороссийск. На зиму переправа прерывать свою работу не будет, утверждает пресс-секретарь Министерства транспорта АРК Наталья Разинкина. «Переправа работает в круглогодичном режиме. По статистическим данным, ее простой из-за неблагоприятных погодных условий в период с ноября по май в целом составляет до 30 дней», – сообщили Forbes в пресс-службе ведомства.
По данным Минтранса,
пропускная способность Керченской переправы – около 4 млн тонн грузов в год.
Это даже меньше, чем перерабатывал лишь один Севастопольский порт Крыма. Тем не менее, именно на этот транспортный коридор больше всего рассчитывает Россия.
Вместе с тем ситуация с транспортом в Крыму не так плоха, как этого можно было бы ожидать. Все-таки полуостров оказался отрезанным от всего цивилизованного мира – как географически, так и политически из-за санкций, вызванных его аннексий. «Все порты у нас работают, мы успешно находим, чем их загрузить», – уверяет сотрудник Государственного унитарного предприятия «Крымские морские порты». Эта структура была создана в июне этого года, уже после аннексии полуострова для управления «морскими» активами. В нее вошли все пять морских торговых портов Крыма, а также Керченский рыбный порт, Госгидрография и Керченская морская переправа.
Так, представитель предприятия прокомментировал слухи о возможном закрытии двух традиционно наименее загруженных портов – Евпаторийского и Феодосийского. На запрос Forbes о более детальных данных по работе всех портов там пока не ответили. Напомним, с момента аннексии Крыма Россией Украина закрыла все международные пункты пропуска на территории полуострова и порты, соответственно, тоже.
Свет на ситуацию с перевалкой немного пролил Крымстат. По его данным,
за 9 месяцев 2014 года объем переработки грузов портами составил 4 млн тонн, что на 70% меньше, чем годом ранее.
Транзит в портах потерял 80% объемов, зато импорт вырос на 25%. «Количество судозаходов составило 2070, на 52% больше, чем год назад, 84% всех судов – иностранных фрахтователей и собственников», – подчеркивается в сообщении Крымстата. Очевидно,
рост импорта и судозаходов связан с сокращением поставок грузов на полуостров с материковой Украины и переориентацией логистики.
Утверждения об иностранных фрахтователях – не блеф. Информация о судозаходах в Крым умалчивается на всех уровнях, но ее источником может послужить, например, общественная инициатива «Майдан иностранных дел». По данным этой организации, количество иностранных судов, нарушивших порядок захода в порты Крыма, на начало августа составляло 86, на начало ноября – уже свыше 130. Больше всего среди них – российских, турецких и греческих, но были также и немецкие, итальянские, румынские, сингапурские, болгарские, египетские, панамские, японские суда.
С точки зрения юриста, партнера Международной юридической службы Interlegal Артура Ницевича, проблема тут в том, что очень сложно заставить заработать механизм привлечения к ответственности нарушителей по ряду причин. И из-за того, что физически они не находятся на территории Украины, которую контролирует центральная власть, и по причине сложности доказательства самого факта противоправного действия в том виде, как оно сформулировано в украинском законодательстве. По сути, создана лишь «бумажная», или «фиктивная» блокада, считает Ницевич.
Падение перевалки в портах – это уход оттуда экспортных грузов. «Мы ушли из Севастополя, так сделали почти все. Во-первых, никто не хочет везти через Крым, во-вторых – сами боимся попасть под какие-то санкции, не сегодня – так в будущем», – говорит представитель одного из крупных зернотрейдеров-экспортеров. По его словам, компания переориентировала перевалку в Одессу и Николаев и не почувствовала это этого неудобств. «Сезон достаточно спокойный, ажиотажа на терминалах нет», – уверяет трейдер. Терминалы портов Крыма были заняты экспортом в основном местного урожая, который составил более 1 млн тонн.
Железнодорожные грузоперевозки за 9 месяцев 2014 года на полуострове составили 2,9 млн тонн, за весь 2013-й – почти 7 млн. В «Укрзализныце» подтвердили, что определенный грузопоток по железной дороге в направлении Крыма есть. И пообещали подробнее ответить на запрос Forbes по этой теме. На момент публикации материала ответы получены не были.
«Я думаю, что речь может идти о перевозках в приватном подвижном составе по контрактам, свои вагоны «Укрзализныця» вряд ли туда направляла», – предполагает один из участников рынка перевозок.
Но с момента принятия закона о свободной экономической зоне в Крыму перевозки на полуостров с континентальной Украины получили легальную основу. В законе прописан порядок оформления грузов – они заходят на полуостров в режиме транзита и освобождены от уплаты таможенных сборов.
«Въезд коммерческого автомобильного транспорта оформляется на таможне в Херсоне, железнодорожных грузов – в Мелитополе», – говорит вице-президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АсМАП) Юрий Кучинский. При этом он затруднился оценить текущий объем автомобильных перевозок в Крым. «Выдачу книжек МДП в Крыму взял на себя российский АсМАП, поэтому мы не можем вести учет компаний», – отметил представитель организации. В официальной статистике Крыма отображено 1,2 млн тонн автотранспортных перевозок на фоне 2,6 млн за весь 2013 год.
У участников рынка вызывает сомнения реальность цифр, которые декларирует Крымстат, как минимум по автоперевозкам. «Или они отображают только внутренний оборот АРК», – предполагает один из них. По его словам, автомобилями в Крым транспортировалось «буквально все» – от дорогостоящего оборудования до сельхозпродукции и продовольствия. «Это гораздо более дешевый способ доставки, чем через Керченскую переправу, где цены постоянно растут. Грех им не пользоваться», – отмечает собеседник Forbes. При этом далеко не все грузы оформляются по новым правилам – твердая такса в обмен на пренебрежение сложными формальностями удобна всем участникам процесса.
Сколько нужно Крыму?
В составе Украины Крым потреблял товаров на 18 млрд грн в год (структура розничного товарооборота), экспортировал в 2013 году продукции на $905 млн и импортировал на $1,1 млрд. Среди внешнеторговых партнеров полуострова значилось свыше 70 стран. Наибольшая зависимость от импорта – в сфере топлива и промышленного оборудования, суммарно на эти две статьи в прошлом году пришлось 70% всего импорта в АРК. Правда, стоит учитывать, что значительная часть обеспечения осуществлялась с континентальной Украины. Например, при объемах потребления газа примерно в 2-2,4 млрд кубометров в год его внутреннее производство здесь составляет только 1,6 млрд, остальное поставлялось из континентальной части страны.
Полностью ввозились в Крым нефтепродукты – по разным оценкам, потребление составляло от 800 000 до 1 млн тонн в год (200 000 бензина и 800 000 дизтоплива). «Есть зависимость по газу, на которых работают Севастопольская, Камыш-Бурунская ТЭЦ и который также нужен промышленным потребителям, прежде всего заводам Фирташа – «Крымсода», «Крымский титан». Если отключить эти два завода от газа – то в принципе газа собственной добычи Крыму хватит для отопления», – отмечает аналитик Concorde Capital Александр Паращий. А с нефтепродуктами, считает он, проблем быть не должно: в портах достаточно мощностей, чтобы принять их из России.
Большая доля зависимости от Украины была в сфере продовольственных товаров. По данным Министерства агрополитики и продовольствия АРК, Крым не самодостаточен, например, в таких позициях, как сахар (на его территории не выращивается сахарная свекла), растительное масло (из-за нехватки мощностей для переработки подсолнечника), молоко и молокопродукты. Как говорил ранее министр агрополитики и продовольствия АРК Николай Полюшкин, если в прежние годы на территории полуострова производилось около 890 000 тонн молока, которые полностью удовлетворяли спрос, то сейчас в силу разных причин – только 330-340 тыс. Лишь на 45%, по оценкам того же ведомства, Крым закрывает свои потребности в рыбе и рыбопродуктах.
В то же время в МинАП уверяли, что полуостров полностью покрывает свои потребности в мясе, субпродуктах, а также фруктах и овощах, и даже готов их экспортировать. Хотя если смотреть на цифры прошлого года (данные Крымстата) – по всем этим позициям сальдо внешнеторгового баланса АРК было глубоко отрицательным. Позитивным оно оказалось только по зерну (экспорт на $17 млн в 2013 против импорта на $24 000, причем на зерно пришлось 45% всего экспорта), а в непродовольственной группе – по минеральным продуктам (соль, сера, руда, шлаки): $303 млн экспорта, или 34% всего его объема, против $202 млн импорта.
Ситуация с торговлей в 2014 году в Крыму, конечно, существенно изменилась. Данные о товарообороте во внешнем и внутреннем сообщении за этот год неполные и обрывочные. Крымстат за 1 полугодие 2014 дал цифры по обороту розничной торговли уже в рублях – 13 млрд руб за январь-июнь, или примерно 3,8 млрд грн. Может показаться неожиданным, что все последние месяцы, несмотря на непризнании аннексии большей частью цивилизованного мира, Крым вел вполне активную внешнюю торговлю, о чем сообщает тот же Крымстат: в апреле-августе с полуострова было экспортировано товаров на $79 млн, импортировано – на 49 млн.
В географическом разрезе наибольшая доля экспорта пришлась на такие страны, как Швейцария (33%), Панама (23%), Турция (11%), импорта – на Румынию (60%), Германию (13%), Италию (6%), Панаму (5,5%). Также среди стран-торговых партнеров АРК в эти 5 месяцев значатся Австрия, Канада, Китай, Польша, Португалия, США, Азербайджан, Туркменистан, Франция, Финляндия, Южная Африка, Украина и некоторые другие. Помимо сокращения экспорта, импорта, торговли в продовольственной рознице, в Крыму также упала оптовая торговля всеми непродовольственными товарами – примерно в полтора-два раза.
Откуда поступали грузы в Крым?
На первый взгляд наибольший товарооборот обеспечивали морские торговые порты.
Суммарно пять крымских портов – Севастопольский, Керченский, Феодосийский, Евпаторийский и Ялтинский в 2013 году переработали 13,8 млн тонн грузов.
Правда, грузопоток это был в основном экспортный и транзитный, на эти направления пришлось 5,5 и 4,8 млн тонн перевалки. В импортном сообщении порты Крыма приняли только 348 000 тонн грузов (остальное – во внутреннем).
Через крымские порты компании материковой Украины отправляли грузы на экспорт – зерно, металл, химическую продукцию. Особо привлекательным для этого был глубоководный порт Севастополя, использование его причалов позволяло существенно экономить на логистике. Керчь и Феодосия активно работали с транзитными нефтепродуктами. Сейчас экспорт крымских портов благополучно ушел в другие гавани континентальной Украины, зато транзит в объеме около 5 млн тонн в год, похоже, безвозвратно потерян.
Весомая доля обеспечения Крыма приходилась на железную дорогу. Крымская дирекция перевозок до аннексии входила в состав Приднепровской железной дороги. По данным ее пресс-службы, Крым занимал не более 6% в грузообороте ПрЖД, который в год составлял около 220 млн тонн. То есть
по ж/д в Крым поступало (или вывозилось оттуда) примерно 7 млн тонн грузов в год.
Часть ее шла на порты для последующего экспорта. Сейчас эти грузы заместила собой Керченская паромная переправа.
Объем автомобильных перевозок в и из Крыма оценить сложнее всего,
поскольку централизованный учет коммерческих перевозок автотранспортом во внутриукраинском сообщении не ведется. Можно предположить, что количество вывезенных/ввезенных грузов автомобильным транспортом примерно соответствовало объему грузовой базы морских портов за вычетом грузооборота железной дороги – то есть около 7 млн тонн в год. Есть основания считать, что значительный его объем сохранился.
|